Общество

На чердаке с коньяком да не в обиде: в Одессе состоялась премьера спектакля «Эмигранты» - Читать всем на rezonans

22:19 21 Ноябрь Киев, Украина

На чердаке с коньяком да не в обиде: в Одессе состоялась премьера спектакля «Эмигранты» 21 ноября, 17:30 На чердаке с коньяком да не в обиде: в Одессе состоялась премьера спектакля «Эмигранты» Вы перестали пить коньяк на одесских спектаклях? Пора начинать! Два премьерных показа «Эмигрантов» Славомира Мрожека прошли в тесном камерном пространстве «Сцены 38» Одесского академического музыкально-драматического театра имени Василия Василько.И хотя зал находится почти на чердаке театра, у зрителей возникает полная иллюзия подвального помещения, где ютятся, снимая на двоих комнатку, эмигранты из Польши. Или Украины. Не суть. Пьеса написана в 1973 году, но режиссер Дмитрий Демков смело вводит сцену с мобильником, который «не ловит», и за это торжественно отправляется одним из героев в мусорное ведро.

Пьеса начинается с ключевой фразы истребителя мобильника «Я повернувся» — такая фраза двусмысленно звучит в устах эмигранта, который никуда не возвращается по большому счету, вот сходил на вокзал поглазеть на девок, и назад, в подвал вернулся. Не обходится и без хвастливого рассказа о том, как отымел в вокзальном туалете красивую элегантную даму (самые пикантные слова глушатся паровозным гудком или музыкой, ничья нравственность не пострадает). Но, как верно подмечает собеседник, за туалет первого класса надо еще заплатить, а соседу явно пришлось зайти в гальюн более низкого пошиба, с пенистой «сечею», и там дать волю фантазии. Какова проницательность, хохотнет с восторгом фантазер…Тот, который умный и проницательный (Павел Примак), будет всю дорогу подкалывать простодушного и брутального работягу в дырявых носках (Давид Дудучава), а зрителю не раз захочется посмеяться и поплакать, но под медицинскими масками все это делать неудобно.Чужеродные организмы, подобные внедрившимся вирусам, эти двое в своем подвале прислушиваются к жизни нормальных граждан, не эмигрантов.

Сколько продлится такое унизительное положение? Стоит ли из экономии жрать собачьи консервы, утешая себя мыслью, что такая пища годится и для котов?Чем занята на далекой родине жена работяги (интеллектуал предусмотрительно разведен – два раза, между прочим), пока он тут пялится на недоступных красоток? Кому-то хуже, чем нам, невольно думают зрители. И вдруг, о чудо, их приглашают выпить самого настоящего коньячку, презрев все театральные условности (не зря Мрожека причисляют к драматургам театра абсурда!). Действие происходит в новогоднюю ночь, и все возможно! Не верящие своему счастью, зрители и зрительницы спешат к столу. Коньяка хватает на всех, и еще дают добавки, так что имейте в виду.

«Не все современное искусство уродливо», — пробормотал в сторону один из первых зрителей, и мы за него искренне рады.  Не знаем, как влияют на дальнейшее восприятие спектакля коньячные пары, но элементы хепенинга в театре сами по себе уместны и органичны.Собачьих консервов, к счастью, публике не предлагают (а могли бы, согласитесь). Слаженный дуэт талантливых молодых артистов сделал серьезную заявку на популярность, скоро у ребят появится множество поклонников.Конфликт Интеллигента и Хама в «Эмигрантах» доводится до абсурдной развязки, срежиссированной первым для второго, «свинею у людськiй подобi» для «робочого вола».Вспоминается предыдущая премьера по Булгакову и роковая роль профессора Преображенского в судьбе находящегося на иной интеллектуальной ступеньке Шарикова… Тем, кого мучит вопрос: «Ехать или не ехать?», есть над чем задуматься.Тем, кто остается на родине при любых обстоятельствах, придется поразмыслить о личных границах и человеческом достоинстве, которое диктует, как ни крути, определенный уровень жизни. А всем вместе стоит понаблюдать со стороны, до чего можно дойти под руководством чересчур умного манипулятора… Автор Ирэн Адлер, фото Ивана Страхова.